Средства обучения и воспитания в МАОУ "СОШ №1"
ОБУЧЕНИЕ
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения – передача знаний. Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, диапроекторы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.
Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать приём немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя.
При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
|
В ОУ используются электронные дневники. Электронные дневники дают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создаёт мотивацию в обучении, что ведёт к повышению качества учёбы. |
В учреждении используется 52 компьютера (из них 16 ноутбуков) для образовательного процесса. 15 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран). На компьютерах установлены операционные системы: Windows.
Периферийная техника для образовательного процесса:
-
мультимедийный проектор – 30 шт.;
-
интерактивная доска – 15 шт.;
-
принтер – 11 шт.;
-
сканер и ксерокс – 10 шт.;
-
многофункциональное устройство – 2 шт.
Функционирует компьютерный класс. Локальной сетью охвачены все компьютеры (включая кабинет информатики).
Школа подключена к сети Интернет, доступ безлимитный интернет, оплата за счёт средств областного бюджета. В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения.
Помещение школьной библиотеки оборудовано читальным залом для самостоятельных занятий обучающихся.
Для проведения уроков по предмету «Технология» оборудованы 2 кабинета: швейный и кабинет кулинарии.
Для проведения уроков физкультуры и обеспечения внеурочной занятости в школе работают 2 спортивных зала. Спортзалы оснащены всем необходимым спортивным оборудованием.
Справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам.
Обучающиеся школы обеспечены горячим питанием, которое осуществляется через столовую на 80 посадочных мест. Питание организовано в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
Безопасное пребывание в школе обеспечено наличием:
ВОСПИТАНИЕ
Концепция воспитательной системы
Пояснительная записка
Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров.
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития.
Преимущества осуществления педагогической деятельности характеризуются:
достаточно широким представлением учителей о детях, условиях их жизни, быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.д.;
-
близостью к природе, народным обычаям, традициям;
-
силой общественного мнения, авторитетом педагогов;
-
адаптацией учащихся к современным условиям жизни.
За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:
более эффективным стало педагогическое влияние на процесс развития личности ребёнка, формирование его нравственного, познавательного, коммуникативного, национального, эстетического, трудового, физического потенциала;
происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в решении целей и задач воспитания;
наблюдается рост удовлетворённости учащихся и родителей психологическим климатом в школе, деятельностью учебного заведения;
сложились определенные традиции школы;
у педагогов и школьников преобладает позитивное настроение;
педагогами осознана полезность работы по формированию детского коллектива;
под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений:
а) раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска;
б) вовлечение учащихся, особенно «трудных», в деятельность школьных и внешкольных кружков и объединений;
в) ведение дневника индивидуальной работы с учащимся «группы риска»;
г) посещение их семей и тесная связь с родителями;
д) организация встреч учащихся с представителями правоохранительных органов.
За последние несколько лет учащимися школы не совершено ни одного преступления, нет правонарушений среди учащихся, снизилось количество учащихся стоящих на внутришкольном контроле.
Достигнутая устойчивость функционирования школы и результативность её деятельности, тем не менее, не снимает некоторых проблем, преодоление которых даст новый импульс развитию школы. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка.
Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Использование личностно – ориентированных технологий обучения позволяют поставить в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Концептуальные подходы воспитательной системы
Педколлектив школы наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно-ориентированный подход в воспитательном процессе, который способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.
Личностный подход предполагает в качестве ведущего ориентира формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей, черт характера. Позволяет нам более целенаправленно и эффективно проектировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретную воспитательную деятельность, направленную на развитие индивидуальности как отдельного ребёнка, так и школьного сообщества в целом в форме диалога и творчески как для педагога, так и для ученика – деятельностный подход.
Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Позволяет разрабатывать стройную систему теории воспитания и теории обучения, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы).
Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций.
Системно-деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в областных, региональных, всероссийских и международных мероприятиях.
Средовый подход в воспитательной деятельности заключается в организации взаимодействия школы со средой, использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка.
Цель воспитательной работы школы: Воспитание образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.
Задачи воспитательной работы школы:
1. Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории своего народа.
2. Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю.
3. Рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.
4. Создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
5. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование сознательного отношения к своему здоровью.
6. Использование всевозможных средств воспитания общей культуры учащихся, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
7. Активизация социально-психологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися и с их семьями. Привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения образовательных проблем.
Конечной целью всей работы школы является воспитание человека, востребованного современным обществом, черты которого отражает идеальная модель выпускника основной школы, разработанная коллективом школы.
Модель выпускника школы.
Ценностный потенциал:
-
уважение и защита прав человека и его основных свобод;
-
признание свободы мысли, совести;
-
осмысление понятий: честь, совесть, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность, Отечество;
-
восприятие человеческой жизни как главной ценности;
-
социальная активность;
-
стремление к здоровому образу жизни.
Коммуникативный потенциал:
-
умение устанавливать коммуникативные отношения с другими людьми, не основанные на подавлении;
-
умение решать конфликты ненасильственным путем;
-
умение самостоятельно принимать решения и осознавать меру ответственности за них;
-
умение использовать механизмы защиты прав человека.
Познавательный потенциал:
-
знания, умения и навыки, соответствующие образовательным стандартам;
-
навыки аналитического и критического мышления;
-
способности к активной умственной деятельности.
Художественный потенциал:
Творческий потенциал:
Технологии реализации воспитательной системы
Для реализации и выполнения концептуального подхода предполагается использование следующих видов деятельности:
-
Традиционные общешкольные мероприятия
-
Школьное самоуправление
-
Гражданско-патриотическая деятельность
-
Духовно-нравственная деятельность
-
Художественно-эстетическая деятельность
-
Спортивно-оздоровительная деятельность
-
Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах
-
Организация дополнительного образования
-
Профориентационная деятельность
-
Диагностика и мониторинг
-
Организация взаимодействия семьи и школы
-
Организация взаимодействия школы со средой
-
Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса
Воспитание понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию. Ребёнок рассматривается одновременно и объектом, и активным субъектом воспитательного и образовательного процесса, а само - воспитание переходит в вид духовных отношений. Так происходит взаимодействие растущего человека с постоянно совершенствующимся взрослым в ходе духовного, интеллектуального, психического развития и социально становления.
Взаимодействие детей и взрослых реализуется через практику сотворчества, педагогическую поддержку, общение. Ученическое самоуправление в этой системе позволяет успешно решать такие задачи, как развитие и сплочение детского коллектива, формирование социально активной личности ученика, демократизация школьной жизни, то есть вовлечение в управление делами школы учителей, учащихся и родителей.
Самоуправление – это демократический способ организации коллективной (общественной) жизни. Школьное самоуправление осуществляется через детские общественные организации СШМ «Содружество школьной молодёжи» (9-11кл.) и «Хранители школьных традиций» (5-8 кл.), осуществляющих своюдеятельность в соответствии таких законодательных актов, как «Конвенция ООН о правах ребёнка», «Конституция Р.Ф.», Закон РФ «Об образовании».
Организации являются добровольным объединением представителей классов, организованные в целях создания условий для самовоспитания, самореализации личности ребёнка через активную творческую деятельность, для всестороннего развития и подготовки к общественной жизни. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности.
Роль и место ученической организации в школе, её авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы. Актив СШМ - союзники педагогического коллектива школы в решении её основных задач, определённых государством; защитники прав ученика, инициаторы школьных олимпиад, конкурсов, смотров, предметных недель, творческих выставок, проводимых совместно с педагогами. Основной объект их деятельности - школа, ученик, отношения "учитель-ученик", учебная деятельность. Детская организация, как свидетельствует опыт последних лет, часто служит стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.
Основной смысл взаимодействия школы и детских общественных структур - создание подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребёнок как личность, творец, созидатель.
Особенности управления воспитательной системой
Важнейшая задача управления – привлечение к управленческой деятельности возможно большего числа педагогов, учеников, родителей, общественности, стимулирование максимальной самомотивации, самоконтроля.
Сложившаяся система управления воспитательной системой в нашей школе позволяет эффективно решать следующие задачи:
-
целеполагание и прогнозирование результатов своей работы;
-
оптимальная расстановка кадров;
-
формирование у учителей мотивации к инновационной деятельности;
-
качественный внутришкольный контроль с целью корректировки воспитательного процесса;
-
активное включение в воспитательный процесс на правах сотрудничества всех школьных структур и субъектов воспитательного процесса.
В школе сложился коллектив единомышленников, что позволило перевести школу в режим развития. Управление носит диалоговый характер, осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.
Основные принципы, на которых строится система управления воспитательной системой школы:
-
принцип уважения и доверия;
-
принцип сотрудничества;
-
принцип индивидуального подхода;
-
принцип коллективного принятия решений;
-
принцип личностного стимулирования.
Руководство осуществляют директор школы, педагогический совет, Управляющий школы (УС).
В Управляющий совет школы входят родители, учителя, учащиеся и представитель управления по образованию и науке администрации г.Ахтубинска. УС школы поддерживает общественные инициативы по совершенствованию и развитию обучения и воспитания детей, творческих поисков педагогов.
Администрация в лице директора руководит учебно-воспитательным процессом. При этом главная роль администрации – координация. Именно администрация обеспечивает оптимальность учебного процесса, организует контроль за деятельностью педагогов. Только при условии, что все члены коллектива знают свои прав и обязанности, полномочия и грани ответственности, возможна оптимизация управленческих воздействий.
Основные способы достижения целей воспитательной системы
Воспитательная система школы включает 10 направлений деятельности:
Направления |
Мероприятие |
Изучение личности учащихся
Изучение интересов и увлечений учащихся, взаимоотношений со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенностей характера, эмоционального состояния ребёнка. |
- Диагностика
- Анкетирование
- Беседа
- Наблюдение Рефлексия
|
Учебно-познавательная
Развитие умственных и творческих способностей учащихся; реализация интересов и потребностей детей. |
|
Духовно-нравственное
Развитие духовно-нравственных ценностей, формирование культуры поведения |
- День знаний
- День учителя
- Новогодний огонёк
- Масленица
- День защитника Отечества
- Международный женский день 8 марта
- Мероприятия на оздоровительной площадке Экскурсии, походы
- Фольклорные праздники
|
Гражданско-патриотическое
Воспитание патриотических чувств, понимание смысла человеческого существования, формирование и осознание исторического прошлого и будущего, своей непосредственной роли в жизни страны. |
- Уроки Мужества
- Встречи с ветеранами ВОВ и горячих точек
- Помощь пожилым людям
- Вахта памяти
- День защитника Отечества
- День Победы
- Акция «Дари добро людям»
- Экскурсии учащихся в музеи
- Изучение истории своей семьи, села, школы, государственных символов РФ
- Торжественные мероприятия у обелисков Трудовые десанты
|
Художественно-эстетическое
Развитие творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности. |
- Выставка предметов быта, русского наряда, декоративно-прикладного творчества;
- Участие в конкурсах рисунков, плакатов, публикаций
- Выставки поделок
- Беседы эстетической направленности
- Экспромт – театры
- Ролевые игры
|
Спортивно-оздоровительная
Показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил; профилактика детского дорожно – транспортного травматизма; охрана жизни и здоровья учащихся. |
- День здоровья
- Спортивно-оздоровительные праздники для родителей и детей
- Участие в соревнованиях различного спортивного уровня
- Внутришкольные спортивные соревнования
- Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей
- Здоровьесберегающие технологии
- Пропаганда здорового образа жизни
- Охрана жизни и здоровья учащихся
- Мероприятия по правилам ПДТТ
- Медосмотр и наблюдения состояния здоровья учащихся
|
Трудовое
Приобщение к труду, развитие навыков в самообслуживании; воспитание целеустремленности в трудовых отношениях. |
- Трудовой десант
- Благоустройство пришкольной территории
- Летняя трудовая практика учащихся
- Изготовление кормушек для птиц
- Работа на пришкольном участке
|
Профилактика правонарушений и экстремизма
Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности, профилактика и предупреждение участия детей в антисоциальной деятельности; воспитание толерантности и милосердия |
- Составление социальных паспортов
- Работа Совета профилактики правонарушений
- Выявление неблагополучных семей, «трудных подростков» и детей «группы риска»
- Мероприятия тематической направленности
- Профилактические беседы с учащимися
- Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся
- Встреча с инспектором ПДН
- Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании
|
Детское самоуправление
Формирование опыта ответственности и самостоятельного принятия решений учащимися школы |
- СШИ и «Хранители школьных традиций»
- Работа комиссий
- Рейды
- Подготовка к мероприятиям
- Выпуск стенгазеты
- Шефская работа с неуспевающими
|
Работа с родителями и общественностью
Включение в воспитательный процесс родителей и общественности |
- Родительские собрания
- Индивидуальные консультации
- Профилактические беседы
|
Одним из важнейших направлений деятельности школы является гражданско-патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего общества. Школа работает по программе патриотического воспитания «Россия – моё Отечество».
Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его восхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школе сейчас необходимо уделять первостепенное внимание нравственному воспитанию, особенно важно это для учащихся 7-9 классов.
По опросам родителей и по нашим собственным наблюдениям, количественным и качественным диагностикам можно сделать вывод о том, что наши учащиеся отличаются более высоким уровнем воспитанности и мотивацией к обучению. Учащиеся школы бережно относятся к школьному имуществу, наводят порядок в классах и на пришкольном участке, участвуют в субботниках.
В школе проводятся единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах профилактической направленности.
Особое внимание уделяется профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма и терроризма:
-
классные часы с учащимися: «Давайте дружить народами», «Богатое многообразие мировых культур», «Все мы такие разные, но все мы заслуживаем счастья»;
-
классные родительские собрания: «Современные тоталитарные экстремистские секты и организации религиозной направленности»;
-
рейдовые мероприятия с участием педагогов: «Профилактика и разрешение конфликтов».
-
мониторинг учащихся. Социально-психологическое тестирование.
Уделяется большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, воспитания. В школе традиционно проходят предметные недели, на которых дети раскрывают свой творческий потенциал. Предметные недели охватывают практически всех детей, которые принимают участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турнирах, олимпиадах и др.
Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при проведении традиционных праздников:
-
Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов, родители, гости. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.
-
концерт, посвященный Дню Учителя.
-
Новогодняя сказка – это, наверное, самый любимый праздник детей и взрослых
-
- Фольклорный праздник Масленица - цель которого заключается в развитии у школьников интереса к русским народным традициям, формировании уважительного отношения к фольклорному богатству.
-
День здоровья. Цель проведения «Дня здоровья» снятие статической и психологической усталости, накопившейся за период учёбы, создание общественного мнения о значении здоровья в жизни современного человека; формирование осознанного отношения к сохранению собственного здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
-
Праздник Последнего звонка - яркое и значимое событие в жизни школы, праздник выпускников, на котором подводятся итоги школьной жизни, награждаются лучшие ученики.
Традиционными в школе стали мероприятия с участием родителей. Среди мероприятий необходимо отметить такое, как « Моя семья», где учащиеся вместе со своими родителями рассказывали о семейных традициях, увлечениях. Такие мероприятия способствуют сплочению семей, укреплению взаимопонимания между родителями, детьми и школой.
Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.
Для изучения эффективности воспитательной системы используются такие методики, как:
-
анкетирование;
-
анкета «Изучение уровня воспитанности учащихся» Н.П. Капустина, М.И. Шиловой; (приложение)
-
анкета «Наши отношения» Л.М. Фридмана
-
тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е. Щурковой;
-
методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;
-
методика «Определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» М.И.Рожкова;
-
методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;
-
комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;
Классный руководитель, как и прежде, остаётся одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребёнка. Он изучает и анализирует его индивидуальные особенности, условия жизни, прогнозирует развитие коллектива, помогает учащимся в формировании их личностного самоопределения. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений.
В нашей школе классный руководитель организует индивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересна как для младших, так и для старших учащихся. Проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших учеников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители участвуют в работе как консультанты разновозрастного коллектива, как временные руководители подготовительной работы, как равные члены коллектива. Организация разновозрастных объединений представляет большие возможности для развития самоуправления.
Управление образовательным учреждением как воспитательной системой
Управление воспитательной системой – это особое управление, оно глубокое и многоаспектное. Управление осуществляется системой в целом и каждым её компонентом в отдельности с учётом его своеобразия. Управление воспитательной системой школы осуществляется через структурные компоненты: УС школы, классы, кружки, детские общественные организации, методическое объединение классных руководителей, родительские комитеты классов. Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда и родительская общественность.
Планирование процесса воспитания
Планирование в школе осуществляется на основе Концепции воспитательной системы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. Исходя из анализа итогов предшествующего года, определяются воспитательно-образовательные задачи для школы в целом и для каждой класса, требующие особого внимания педагогического коллектива. При этом учитываются опыт и квалификация преподавателей, особенности контингента детей.
План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в городе.
Классные руководители составляют план работы с коллективами в соответствии с общешкольным планом, интересами учащихся и возможностями педагога. В план включаются общешкольные мероприятия, традиционные дела класса, классные часы, коллективно-творческие дела. Учащиеся заранее обдумывают, а затем предлагают интересующие темы, дела на четверть. Классный руководитель помогает определить вид деятельности, форму занятий, назначить ответственных, пригласить гостей и назначить сроки проведения классного мероприятия.
В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования и др., определяется содержание работы с родителями.
Организация работы педагогических кадров
Воспитательные функции призваны выполнять все педагогические работники. В школе налажено взаимодействие классных руководителей, учителей предметников, социально – психологической службы, библиотекаря. Эти связи необходимы при качественной подготовке и проведении мероприятий, выходящих за рамки классного дела, подготовке к конкурсам, проведении внеклассных мероприятий.
Все вопросы, связанные с осуществлением воспитательной работы выносятся на совещания при заместителе директоре по ВР и МО классных руководителей. На заседания МО выносятся выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым даются определённые рекомендации. Помимо выступлений проводится обзор новой методической литературы и достижений педагогической науки, решаются текущие вопросы. На заседании обсуждаются результаты посещения открытых внеклассных мероприятий.
Методическое объединение классных руководителей координирует методическую и организационную работу классных руководителей.
Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализация её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Классный руководитель обязан постоянно совершенствовать свои умения, навыки, знания, владеть современными методами воспитания детей.
Поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов
Мотивация придаёт деятельности человека смысл, побуждает его развитие в определённом направлении. Мотивация призвана повышать качество работы, результативность, улучшать микроклимат в учреждении, а также помогать в достижении профессиональных целей, давать положительную перспективу, подготавливать педагогические кадры для инноваций, повышать самоуважение.
Ключевая роль в поддержке и усилении мотивации педагогов принадлежит руководителю учреждения, который, учитывая то, что все люди мотивируются разными факторами, определяет соответствующую систему мотивации:
· Удовлетворение материальных потребностей педагогов (заработная плата, возможность приобретения научно-методической, учебной литературы);
· Поощрений в соответствии с результативностью труда;
· Применение стимулирующего характера контроля;
· Осознание своей позиции, значимости в результате обобщения педагогического опыта, проведение открытых внеурочных дел, участие в семинарах, педсоветах.
· Участие в конкурсе «Учитель года».
Практика проведения данных мероприятий в школе активно развивается. Конкурс «Учитель года» с первых лет своего зарождения является инструментом строгой оценки профессионализма учителя. Педагоги нашего коллектива являются участниками, в том числе и победителями конкурса «Учитель года», а так же обладателями гранда мэра города. Целенаправленная работа по подготовке и участию в муниципальных и областных конкурсах позволяет достигать результатов, способствует повышению качества образования в школе.
Контроль процесса воспитания
Контроль в школе – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно - образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава школы и Программы развития школы.
Сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса происходит в ходе тематического контроля, который направлен на глубокое изучение тех или иных наиболее значимых сторон воспитательного процесса и выработку рекомендаций. Он позволяет руководителю глубоко проникнуть в суть тех или иных сторон воспитательного процесса, изучить его, объективно оценить.
В начале учебного года составляется план – график внутришкольного контроля, который охватывает всех участников воспитательного процесса, в котором указывается объект контроля, тема контроля и цель. Составные части внутришкольного контроля – анализ воспитательного процесса и планирование.
В течение года один раз проверяются планы классных руководителей. На педсовете в августе подводятся итоги воспитательной работы за год в школе и на педсоветах по результатам каждой учебной четверти классные руководители делают анализ в каждом классе. Регулярно проверяется качество проведения классных часов, классных мероприятий путём их посещения. Итоги обсуждаются на МО классных руководителей, совещании при директоре.
Наша концепция воспитания предполагает создание условий для развития личности ребёнка, т. е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность на формирование образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.